Что такое диспластичные ушные раковины: причины и особенности

Диспластичные ушные раковины — это аномалии развития ушной раковины, которые могут проявляться в различных формах, включая изменения её размера, формы и позиции. Эти аномалии могут быть как врождёнными, так и приобретёнными, и они могут оказывать влияние на слух и эстетический вид уха.

Причины дисплазии ушных раковин могут варьироваться от генетических факторов до воздействия внешних условий во время беременности. Лечение может включать хирургические методы для коррекции формы уха, если это необходимо для улучшения слуха или устранения косметических дефектов.

Коррекция недостатков ушных раковин

Различные аномалии ушной раковины могут доставлять значительное беспокойство. Хотя для здоровья они, как правило, не представляют угрозы, они способны нарушить эстетику внешности. Из-за этого хирургические процедуры по исправлению таких недостатков становятся все более востребованными как среди женщин, так и среди мужчин в любом возрасте.

Асимметрия или иные необычные формы ушных раковин могут быть врожденными или возникнуть со временем. К счастью, современные медицинские технологии позволяют исправить различные деформации, придавая ушам привлекательный вид, а пациентам — уверенность в себе.

Нормы и аномалии в структуре ушных раковин

Существует ряд анатомических критериев, по которым оценивается правильное расположение ушей.

  • Расстояние между ушной раковиной и черепом должно составлять не более 2 см,
  • Положение ушей должно быть параллельно щекам,
  • Угол между ухом и головой — не более 30 градусов.

Когда выявлены отклонения от этих параметров, может быть рекомендована операция для исправления формы ушей, например, для устранения «лопоухости».

Обратное расположение может проявляться как в обеих ушных раковинах, так и только в одной, создавая дополнительный дискомфорт из-за асимметрии.

К числу приобретенных аномалий ушной мочки или раковины относятся:

  • Термические и химические ожоги,
  • Повреждения тканей,
  • Переломы хрящей ушной раковины,
  • Различные механические травмы.

Врачи объясняют врожденные недостатки наследственными факторами или проблемами, возникшими во время внутриутробного развития. Также отмечаются случаи, когда такие аномалии возникают из-за трудных родов, в результате которых ушная раковина могла быть повреждена действиями акушеров или матерей.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017


Совсем недавно исследователи начали проявлять растущий интерес к мелким аномалиям развития (MAP) и их возможному дифференциально-диагностическому значению при различных патологиях. Г. И. Лазюк, Mehes и другие отмечают, что мелкие аномалии — это такие пороки, которые не нарушают функций органов и не приводят к значительным косметическим проблемам. Однако, в научных исследованиях до сих пор отсутствует единое мнение касательно того, какие структурные вариации следует считать малыми аномалиями. Некоторые ученые ограничиваются узким кругом таких аномалий, в то время как другие расширяют этот список, добавляя к нему такие признаки, как микроцефалия и косоглазие, которые зачастую служат симптомами поражения центральной нервной системы.

Изучение мелких аномалий представляет собой сложную задачу, так как многие из них изменяются с возрастом. Marden и его коллеги, а также Mehes и Smith утверждают, что некоторые аномалии, проявляющиеся в новорожденности, не могут рассматриваться как малые аномалии, поскольку с ростом и развитием ребенка они могут исчезать.

К примеру, к таким аномалиям относятся капиллярные гемангиомы, плоский перенос, неполное развитие ушных раковин и высокое нёбо. В то же время, оценить наличие таких аномалий, как сандалевидная щель, у детей младшего возраста не представляется возможным.

Кофейные пятна и иные нарушения пигментации также становятся более выраженными по мере взросления детей. Тем не менее, большинство мелких аномалий уже наблюдается при рождении и сохраняется в течение жизни. Определить наличие многих из них можно лишь сопоставляя их с другими частями тела, что делает оценку довольно субъективной.

Несмотря на это, некоторые мелкие аномалии следует анализировать количественно. Однако здесь возникают трудности, так как отсутствуют стандарты для различных этнических групп. В этом контексте интерес представляют исследования по установлению норм для межорбитального и межсоскового индексов. По сведениям Chen и соавторов, Mehes и Kitzveger, а также Pinheiro и их коллег, эти индексы остаются относительно стабильными на разных возрастных этапах и не варьируются в зависимости от пола. Г. И. Лазюк полагает, что расстояние между внутренними углами глаз следует трактовать как гипертелоризм, если межорбитальный индекс превышает 6,8, и как гипотелоризм, если он меньше 3,8.

Исследования мелких аномалий развития проводились на детях как с нормальным состоянием здоровья, так и с различными патологиями, включая пороки развития, умственную отсталость и болезни почек. В этих работах особое внимание было уделено изучению аномалий у новорожденных. Сравнение полученных результатов затруднено из-за различий в выборках исследования, нозологических формах и, прежде всего, разнообразии методических подходов исследователей.

Некоторые мелкие аномалии могут меняться (вплоть до полного исчезновения) на протяжении роста и развития ребенка, что называется возрастной динамикой. Например, к ним относятся капиллярные гемангиомы шеи, высокое нёбо, гипоплазия большого пальца и умеренные кожные синдактилии.

Возрастная динамика также зафиксирована у эпиканта, расщелины язычка и низко расположенных ушных раковин.

Различия в мелких аномалиях наблюдаются среди доношенных и недоношенных детей, причем установлена положительная зависимость между некоторыми из них и длительностью гестационного периода.

Выявлено, что характеристики ряда мелких аномалий зависят от этнической принадлежности пациента (например, форма носа, ширина рта и степень выраженности эпиканта). К примеру, эпикант обнаруживается у 60-65% мужчин из азиатских стран, у 57% татар из Поволжья и 25% казахов; он редко встречается в Австралии и Индонезии, а среди русских практически не наблюдается.

Другой пример — узкая глазная щель, свойственная монгольской расе.

Комплексы из 4-5 и более мелких аномалий могут служить маркерами наследственных заболеваний и синдромов, что подразумевает внимание к количеству аномалий. Например, сочетание полидактилии, гипертелоризма и дополнительных сосков может указывать на наличие патологии мочевыводящей системы.

Кроме того, расщелина губы и нёба связана с такими признаками, как аномалии зубов верхней челюсти и ассиметричное развитие. Примеры включают тетраду Фалло, которая характеризуется такими признаками, как эпикант, гипертелоризм и неправильный прикус.

Помимо количества, важным является и сочетание мелких аномалий. Например, при синдроме Варденбурга наблюдаются телекант, гиперхромия радужной оболочки и другие признаки; при синдроме Дауна отмечают монголоидный разрез глаз и поперечную ладонную складку.

С другой стороны, важнейшим является качество мелких аномалий, выделяющих такие признаки, которые редко встречаются у здоровых: крыловидные складки шеи, гипоплазия грудного соска и другие аномальные состояния.

На коже может наблюдаться депигментация, гипертрихоз, келоидные рубцы и другие отклонения.

Мелкие аномалии развития

Аномалии волос могут заключаться в их редкости или сухости, а В алопеции; на черепе могут быть представлены микроцефалия, макроцефалия и другие изменения формы. Ушные раковины также могут быть изогнутыми, увеличенными или расположенными слишком низко.

Лицо может быть различной формы: плоским, треугольным, вытянутым или с грубыми чертами.

Глаза и область вокруг них: различают антимонголоидный разрез глаз (наружные углы ниже внутренних) и монголоидный разрез (наружные углы выше внутренних). Эпикант — это вертикальная складка кожи, закрывающая внутренний угол глазной щели. Гипертелоризм характеризуется широко расставленными глазами, который определяется с помощью межорбитального индекса (МИ) — расстояние между орбитами умноженное на 100 делится на окружность головы в сантиметрах. При гипертелоризме МИ превышает 6,8. Гипотелоризм означает тесно расположенные глаза (МИ менее 3,8). Также следует учитывать птоз (опущение века), блефарофимоз (узкая и короткая глазная щель), страбизм (косоглазие), микрофтальмия (уменьшение глазного яблока), экзофтальм (выступание глазного яблока вперед), короткая глазная щель, двойной или тройной ряд ресниц, колобома радужки (дефект радужки), гетерохромия радужек (разный цвет радужек), голубые склеры, а также синофриз (объединение бровей над переносицей).

Носовые характеристики: нос может быть коротким или длинным (нормальные размеры – 7-10 см), клювовидным, с седловидной переносицей, широкой плоской переносицей, плоскими ноздрями, направленными вперед. Челюсти: прогения (выступающая нижняя челюсть), ретрогнатия (сдвинутый назад верх челюсти); микрогения и макрогения (уменьшенная или увеличенная нижняя челюсть); микрогнатия и макрогнатия (уменьшенная или увеличенная верхняя челюсть).

Губы и ротовая полость: макростомия (излишне широкая ротовая щель), микростомия (уменьшенная ротовая щель); губы могут быть тонкими или толстыми (нормальная толщина губ — 0,7 – 1,5 см); нёбо плоское, высокое, арковидное или готическое; возможно наличие расщелины нёба; раздвоение язычка; макроглоссия и микроглоссия (увеличенный или уменьшенный язык), короткая уздечка языка, множество уздечек губ. Зубы могут иметь неправильное положение или форму, быть врожденно избыточными или отсутствовать, а также страдать от гипоплазии эмали, диастемы (расстояние между центральными резцами от 3 мм и более), тремы. Шея: короткая, длинная, кривошея, птеригии (вертикальные кожные складки на боках шеи), низкая линия роста волос (ниже середины шеи). Грудная клетка и туловище могут быть воронкообразными, килевидными, а также могут наблюдаться добавочные соски (полителия) и гипертелоризм сосков (нормальное расположение сосков — по средней ключичной линии).

Конечности: могут быть укороченными, удлиненными, с вальгусной деформацией (Х-образные) или варусной деформацией (О-образные), полидактилия (дополнительные пальцы на руках или ногах), олигодактилия (уменьшение количества пальцев), укорочение отдельных пальцев, арахнодактилия (длинные, узкие пальцы; узкая ладонь), синдактилия (сращение пальцев), клинодактилия (искривление пальца), широкий 1 палец, гипоплазия 1 пальца, трёхфаланговый 1 палец на руке, конусовидная форма пальцев, поперечная ладонная складка, сандалевидная щель на стопе (большая щель между 1 и 2 пальцами), греческая стопа (2-й палец длиннее 1-го), конская стопа (контрактура голеностопного сустава с фиксированной стопой в положении сгибания), плоскостопие и переразгибание суставов; пальмарный рисунок: глубокая срединная борозда; подколенная складка.

Ногти могут быть широкими, короткими, вогнутыми, с дистрофией, а также иметь форму «часовых стекол». В сфере мочеполовой системы встречаются шалевидная мошонка (мошонка, образующая валик вокруг полового члена) и увеличенный клитор; микропенис/макропенис (микропенис – менее 2 см при рождении, макропенис – более 5 см).

Особенности хирургической коррекции дефектов

Одним из самых сложных аспектов пластической хирургии является отопластика, направленная на исправление дефектов ушной раковины. Ушная раковина имеет эластичный хрящевой каркас с плавными изгибами и определенной кривизной по краю. Кожа на ушах тонкая и слабо кровоснабжается по сравнению с другими участками лица.

Большинство отклонений ушной раковины заметны сразу после рождения. Чтобы избежать психоэмоциональных проблем у детей, операцию по исправлению формирования ушной раковины рекомендуется проводить до 9-летнего возраста. Методика отопластики подбирается индивидуально в зависимости от характера и степени дефекта. В случае травмы ушной раковины воспаление устраняется через полтора года после получения травмы.

Перед операцией пациента информируют о возможных рисках и ожидаемых результатах, а также о процессе послеоперационного восстановления. Фиксируются ушные раковины на фотографиях в нескольких ракурсах. Для восстановления недостающих элементов ушной раковины уши прижимают к голове, применяя методику Гонзаллес-Вола. На наружной части ушей появляются складки, которые воссоздаются во время операции.

Операционный процесс делится на несколько этапов с перерывами в несколько месяцев. Это делается для обеспечения должного восстановления, так как операции могут приводить к значительному рубцеванию. В качестве материала для восстановления ушной раковины используются реберные хрящи или хрящи от доноров. Тяжелые формы деформации требуют общего наркоза, в то время как небольшие корректируются с помощью местной анестезии.

Частота встречаемости

По данным литературы, малые анатомические аномалии (МАР) встречаются в 10-20 раз чаще, чем крупные пороки, и около 15-20% здоровых новорожденных имеют хотя бы одну малую аномалию развития.

Классификация МАР

Для регистрации и учета МАР в XX веке была предложена стандартизированная методика, по которой их делят на три группы: альтернативные, измерительные и описательные.

Альтернативная группа включает МАР, которые могут существовать либо вовсе отсутствовать (например, папилломы, насечки, алопеция, дефекты скальпа и т. д.).

Она содержит признаки, которые либо есть, либо отсутствуют у исследуемого.

К примеру: плоская переносица, поперечная ладонная складка, дефекты скальпа и пальцев.

Измерительная группа включает МАР, определяемые количественными значениями (например, удлинение, укорочение, уменьшение или увеличение части тела, а также изменение кривизны поверхности и пр.). В данном случае важно учитывать только те МАР, которые не укладываются в 2 сигмы по статистическим закономерностям.

Описательная группа состоит из МАР, для которых трудно применить количественные методы (например, изменения формы мягких тканей, цвета волос, кожи и т. д.).

Оценка этих случаев может осуществляться в баллах:

  • I балл — незначительная выраженность МАР,
  • II балла — ясная определяемость МАР,
  • III балла — выраженная МАР (с крайними значениями).

Тератологи уделяют особое внимание дифференциальной диагностике МАР в контексте не только врожденных, но и наследственных патологий. Многие из таких аномалий стабильно проявляются уже в период новорожденности и сохраняются с возрастом.

Лечение МАР

В большинстве случаев малые аномалии развития не требуют медикаментозного вмешательства, особенно если речь идет об органических изменениях. Восстановительные или пластические операции можно выполнять на более поздних этапах, так как малые аномалии не представляют угрозы для жизни.

Однако некоторые из них могут быть подвержены медикаментозной терапии, так как являются следствием недоразвития во время внутриутробного периода. Возможно, для их устранения требуется время, но в некоторых случаях процесс можно ускорить, основываясь на опыте предшественников.

Итак, малые аномалии развития выступают в роли фоновых признаков: симптомы, которые часто наблюдаются при многих наследственных синдромах (а В общей популяции), формируя таким образом фон диспластического развития и свидетельствуя о негативном воздействии на плод в период внутриутробного развития. МАР могут проявляться как внешне, так и внутренне. Внутренние аномалии зачастую требуют хирургического вмешательства.

Классифицировав МАР, генетики начали углубленное исследование этих аномалий, выявление их и оказание необходимой помощи в лечении, включая проведение операций, когда это необходимо.

Список использованной литературы

  • И. Ф. Жимулев. Курс лекций по общей и молекулярной генетике.
  • Генетика человека. Шевченко В. А., Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. М.: ВЛАДОС, 2002.

Отопластика: коррекция ушных раковин

Первый этап операции включает моделирование и выполнение определённых действий для формирования новой ушной раковины. Создается разрез, после чего формируется лоскут из краниальной надкостницы, который загибают в сторону наружного слухового прохода. Затем иссекается хрящ ребра и помещается под кожу на соединительнотканной оболочке височно-челюстной области, после чего разрез зашивают и накладывают тугую повязку.

Второй этап операции проходит через некоторое время, в зависимости от приживления хрящевого каркаса. Приживленный хрящи вместе с кожей отделяются, и начинается формирование ушной раковины. Наружную сторону новой ушной раковины покрывают кожным лоскутом, аналогичную процедуру проводят и с областью височно-челюстного соединения. Пластика ушей может занимать до года.

Приобретенные дефекты ушной раковины (уши борца) корректируются для восстановления естественной анатомической формы. На задней стороне уха делают разрез хряща, восстанавливая его естественный контур, и накладывают фиксирующую повязку с валиками, чтобы поддерживать восстановленную ушную раковину в новом положении.

В таком положении уши удерживают на протяжении примерно семи дней, после чего валики удаляются, а швы снимаются через несколько дней. Для обеспечения безопасности восстановленных ушных раковин в течение двух недель пациенту необходимо носить фиксирующую повязку. В большинстве случаев операции по пластике ушей проводятся через разрезы, расположенные на задней стороне ушной раковины, что делает шрамы почти незаметными. В некоторых случаях требуется дополнительно фиксировать уши с помощью специальных устройств (повязок, протекторов, колец), чтобы предотвратить любые травмы.

Потенциальные осложнения после отопластики

Послеоперационные осложнения встречаются очень редко. К ним можно отнести: серьезные рубцы, расхождение швов, воспалительные реакции и нагноения. Рубцы могут ухудшить внешний вид восстановленных ушных раковин, создавая асимметрию и влияя на общий эстетический эффект.

Наиболее серьезным осложнением после отопластики считается ишемический некроз хрящевых тканей ушей. После операции пациенты находятся под регулярным наблюдением врача в течение трех дней, чтобы вовремя обнаружить возможные осложнения. Если операцию проводит опытный специалист и соблюдаются все требования, успешность вмешательства достигает около 90%. Повторная операция может понадобиться в случаях осложнений или неудовлетворительных результатов первоначальной коррекции.

Коррекция ушных раковин

Согласно статистике, почти половина людей имеет деформации ушных раковин. И мужчины, и женщины, как правило, задумываются о решении этой деликатной проблемы, но чаще всего к хирургическому вмешательству обращаются женщины, которые по достоинству ценят красоту, хотят подчеркивать свой профиль, носить изящные прически и стильные серьги.

Отопластика является решением данной проблемы — это хирургическая процедура по корректировке формы и восстановлению ушных раковин, которые могут быть деформированы как от рождения, так и в результате травм.

Следует отметить, что операция не оказывает влияния на слух, так как ее основная цель — эстетическая. Существует порядка 150 методов отопластики, наиболее популярные из которых:

— Эстетическая отопластика. Этот вид операции предназначен для улучшения внешнего вида ушных раковин.

— Реконструктивная отопластика. Она используется для восстановления отсутствующих частей ушной раковины или всей раковины целиком.

Изображение до 1,5 месяцев после проведения пластики ушей.

Изображение пациентки через 1 месяц после пластики ушных раковин.

Отопластика считается одной из самых безопасных операционных процедур. Хирургическое вмешательство не считается сложным, а период восстановления проходит быстро. Причем отопластика — это единственный тип пластической хирургии, который чаще всего выполняется у детей по сравнению со взрослыми (реализовать ее можно, начиная с 5 лет). Поэтому, если ваш ребенок нуждается в коррекции ушных раковин, сейчас лучший момент для этого, так как на данный момент он не посещает школу и не подвергается насмешкам сверстников.

Оцените статью
Медицинский центр «Клиника на Флотской»
Добавить комментарий