Что такое тугоухость у новорожденных и как ее распознать

Тугоухость у новорожденного – это состояние, при котором ребенок испытывает затруднения в восприятии звуков различной громкости и частоты. Это может быть вызвано различными факторами, включая наследственные причины, инфекции во время беременности, травмы при родах или микроанатомические аномалии уха. Патология может быть как односторонней, так и двусторонней.

Ранняя диагностика тугоухости крайне важна для обеспечения нормального речевого и социального развития ребенка. Для этого используются специальные методы скрининга слуха, которые позволяют выявить проблему в первые недели жизни. При необходимости назначается реабилитация, включающая слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты, что способствует улучшению качества жизни ребенка.

Слуховые нарушения у детей

Слуховые отклонения у детей, известные как тугоухость, означают снижение восприимчивости к звукам, в частности, к тихим голосам или высоким частотам. Это не всегда означает полное отсутствие слуха. В большинстве случаев, если проблема диагностирована и лечится вовремя, слух можно восстановить.

Определение тугоухости у детей

Слух — это одно из ключевых чувств, которые имеют огромное значение для развития ребенка. Он позволяет детям осваивать речь, изучать окружающий мир, взаимодействовать с родственниками и чувствовать себя защищенными. Даже незначительные проблемы со слухом могут негативно сказаться на речевом развитии, учебной успеваемости и самооценке.

К сожалению, тугоухость часто бывает не заметной. Ребенок может не выражать беспокойство по поводу своего слуха, а родители могут не придавать значения его невнимательности, считая это следствием усталости или характера. Некоторые дети успевают адаптироваться к приглушенным звукам, что может скрывать проблему на протяжении длительного времени. Чем позже выявляется нарушение слуха, тем сложнее будет его исправить без последствий для дальнейшего развития.

В нашей клинике мы осознаем важность раннего выявления слуховых нарушений и оказания помощи ребенку. Команда наших специалистов, состоящая из опытных оториноларингологов, сурдологов и неврологов, применяет принципы доказательной медицины. Мы применяем современные методы обследования, разрабатываем индивидуальные схемы лечения и поддерживаем маленьких пациентов на всех этапах лечения.

Существует три основных типа тугоухости в зависимости от причины ее возникновения:

  • Кондуктивная тугоухость: возникает из-за наличия препятствий в наружном или среднем ухе, таких как серные пробки, скопление жидкости после отита или патологии барабанной перепонки. Обычно поддается лечению, и слух восстанавливается в полном объеме.
  • Сенсоневральная тугоухость: связана с повреждением внутреннего уха или слухового нерва. Может быть как врожденной, так и приобретенной после инфекционных заболеваний, травм или воздействия некоторых медикаментов. Лечение этого типа нарушений может быть сложнее, однако современные технологии (слуховые аппараты, кохлеарные импланты) позволяют детям достигать хорошего слуха.
  • Смешанная тугоухость: сочетает в себе как кондуктивные, так и сенсоневральные расстройства. Подбор диет диагностики и лечения осуществляется индивидуально, а степень нарушения слуха оценивается по частоте звуков, которые ребенок не воспринимает:
  • 1 степень (легкая) — слышит шепот или тихую речь только на близком расстоянии, на дальнем возникают трудности;
  • 2 степень (умеренная) — плохо различает разговорную речь на фоне шума;
  • 3 степень (тяжелая) — не реагирует на громкую речь, когда она рядом;
  • 4 степень (глубокая) — воспринимает исключительно очень громкие звуки (крики, удары). Даже при значительном снижении слуха современные методы медицины способны предложить решение — главное вовремя обратиться за помощью.

Если вы заметили, что ваш ребенок часто переспрашивает, увеличивает громкость телевизора или не реагирует на свое имя, не откладывайте визит к специалисту. Чем раньше будет определена причина, тем эффективнее будет коррекция.

Факторы, способствующие развитию тугоухости у детей

Различные факторы могут способствовать снижению слуха у детей — как наследственные, так и приобретенные:

  • Наследственность — если кто-то из близких родственников имел проблемы со слухом, вероятность появления таких же осложнений у ребенка возрастает.
  • Осложнения во время беременности — инфекции (как краснуха и цитомегаловирус), использование ототоксичных препаратов, гипоксия плода.
  • Травмы при родах и недоношенность — дети, рожденные преждевременно или с низким весом, подвержены большему риску.
  • Слуховая нейропатия — редкое состояние, при котором звук достигает внутреннего уха, но передача нервного сигнала в мозг происходит с нарушениями.
  • Частые или недолеченные отиты — скопление жидкости в среднем ухе может ухудшить слух.
  • Инфекционные заболевания — такие как менингит, паротит (свинка) и тяжелые формы кори или гриппа.
  • Травмы головы или уха — повредить барабанную перепонку или структуру внутреннего уха.
  • Воздействие громкого звука — регулярное слушание музыки в наушниках на высокой громкости.

К факторам риска нарушения слуха у ребенка можно отнести:

  • недоношенность (особенно дети с весом менее 1500 г);
  • продолжительное пребывание в отделении реанимации новорожденных;
  • высокий уровень билирубина после рождения (желтуха).

Даже если тугоухость уже имеет место быть, это не значит, что ситуацию невозможно исправить. Современные методы диагностики позволяют точно определить причину, а ранняя помощь — свести к минимуму негативные эффекты.

Проблемы слуха у новорожденных детей

Актуальность проблемы слуховых нарушений у новорожденных значима как в медицинском, так и в социальном аспекте. Снижение слуха у детей, в отличие от взрослых, приводит к отклонениям в речевом развитии, формированию интеллекта и общей личности, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей в раннем возрасте до овладения речью.

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, в России количество детей младше 16 лет с различными слуховыми нарушениями превышает 600 тысяч.

Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология диагностируется в первый год жизни, то есть до начала речевого развития или на этапе его формирования, причем у 38,5% из них нарушения возникают в перинатальный период. Считается, что примерно половина всех слуховых нарушений у детей является врожденными. Хотя статистика показывает, что на 1000 нормальных родов приходится один ребенок с выраженной тугоухостью, данные о распространенности легких и средних потерь слуха нуждаются в уточнении. По результатам исследований из разных стран (США, Канада, Мексика, Англия, Дания, Япония) частота врожденной тугоухости варьируется от 0,8 до 15,5 на 1000 новорожденных.

Неоднозначность и разнообразие этих данных обусловлены сложностями, возникающими при исследовании слуха у детей, недостатками ретроспективных оценок и отсутствием стандартов для различных форм тугоухости, а также изменчивым характером некоторых форм слуховых нарушений.

Жизненный путь ребенка с нарушениями слуха зависит от таких факторов, как возраст, в котором произошло утрата слуха, своевременность обнаружения проблемы, степень слухового расстройства и правильная оценка остаточных слуховых возможностей, а также — при прочих равных условиях — актуальность начала лечения.

Раннее выявление врожденной тугоухости в период новорожденности крайне важно, так как момент начала терапевтических мероприятий и методическая работа по коррекции слуха являются решающими для реабилитации детей с нарушениями слуха и глухоты. Быстрое и верное определение диагноза способствует более успешной интеграции ребенка в речевую среду.

Исследование возрастных характеристик детей в момент выявления слуховых нарушений показало, что 33% детей ставятся на учет с возрастом от 3 до 7 лет, т.е. позже критического периода (1–2 года). Дети, зарегистрированные в возрасте от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни не превышает 4%. Это связано с множеством факторов, но особенно с нерегулярными обращениями родителей к врачу, с недостаточным вниманием со стороны педиатров или ЛОР-врачей к проведению аудиологической диагностики (даже если родители своевременно обращаются), а также с недостаточным уровнем обследования или отсутствием необходимого оборудования. Согласно данным зарубежных исследователей, средний возраст ребенка на момент выявления врожденной тугоухости, когда программы скрининга не функционируют, составляет 18–30 месяцев, и это касается лишь случаев с глубокими, двусторонними потерями слуха, без учета легких и средних потерь.

В связи с этим изучение этиопатогенеза врожденной тугоухости и своевременное выявление данной патологии имеют первостепенное значение.

Развитие органа слуха у плода начинается с пятой недели внутриутробного периода и продолжается на протяжении всей беременности.

К 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода достигает размеров, аналогичных таковым у взрослого человека. Доказано, что с этого времени плод способен различать частоты и интенсивность звуков. Однако созревание коры головного мозга, отвечающей за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5–6 лет жизни ребенка.

Причины врожденной тугоухости очень разнообразны. В зависимости от того, какой участок слухового органа подвергся патологическому воздействию, могут развиваться кондуктивная (поражение звукопроводящего аппарата — наружного и среднего уха) или сенсоневральная (поражение рецепторов улитки или проводящих путей и коры головного мозга при ретрокохлеарных сенсоневральных поражениях) тугоухость. Степень изменения слуха варьирует от минимального снижения до полной глухоты и зависит от силы воздействия патогенного фактора, сроков и продолжительности его влияния, а также от взаимодействия различных факторов. При одновременном повреждении звукопроводящих и звуковоспринимающих структур возникает смешанная форма тугоухости.

Согласно статистике, 91,4% всех случаев тугоухости у детей составляют сенсоневральные поражения, а 7,1% — кондуктивные. В последние годы наблюдается тенденция к объединению этих форм.

Кондуктивная тугоухость у детей

Ключевыми причинами, способствующими появлению кондуктивной тугоухости, являются болезни наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (включая врожденные аномалии). В большинстве случаев слуховые нарушения у новорожденных и грудных детей носят сенсоневральный характер.

У детей, у которых наблюдаются признаки тугоухости, может проявляться и более сложный дефект, заключающийся в поражении слуховой системы периферического анализатора и нарушениях в центральной нервной системе. Это сочетание обусловлено как схожестью свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими процессами, вызывающими нарушения слуха. Негативные внешние факторы, как правило, оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на разные участки головного мозга.

Причины, способствующие развитию нарушений слуха у детей, то есть факторы тугоухости, можно классифицировать в зависимости от времени их воздействия на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные и интранатальные факторы вызывают врожденные поражения слуха, тогда как постнатальные приводят к ранней тугоухости. Все нарушения слуха у ребенка, возникающие в перинатальный период, рассматриваются как врожденные. Известно, что существуют наследственные факторы потери слуха, когда тугоухость или глухота имеют место у ближайших родственников; до 50% глухих детей имеют наследственные патологии.

Наследственные потери слуха включают разнообразные генетические синдромы. Возможно обнаружение генов, связанных с потерей слуха, но генетически точные диагнозы удается установить нечасто.

При наличии генетических нарушений тугоухость чаще всего обнаруживается в первый или второй десяток лет жизни и со временем может усиливаться, в то время как на этапе рождения ребенка затруднено проведение дифференциальной диагностики синдромальных и несиндромальных слуховых нарушений.

Среди неблагоприятных антенатальных факторов, воздействующих на плод в утробе, выделяются:

  • осложненное течение беременности (токсикозы в первом и втором триместрах, нефропатия, угроза выкидыша, анемия, резус-сенсибилизация и др.);
  • вирусные и бактериальные инфекции, перенесенные матерью во время беременности, среди которых на первом месте стоит цитомегаловирусная и герпетическая инфекции, а также грипп, краснуха, токсоплазмоз;
  • соматические заболевания матери (сахарный диабет, нарушения уровня холестерина, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и др.);
  • лечение матери во время беременности ототоксическими средствами — антибиотиками (аминогликозиды), диуретиками (фуросемид, этакриновая кислота), салицилатами;
  • употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, воздействие ряда химических веществ, а также радиации во время беременности и др.

К интранатальным факторам относятся:

  • неблагоприятные воздействия во время родов, приводящие к асфиксии новорожденного, внутричерепной травме;
  • быстрые или длительные, преждевременные роды;
  • предлежание ягодиц, таза или лицом;
  • хирургические вмешательства в процессе родов (использование акушерских щипцов, вакуум-экстракторов, кесарево сечение);
  • кровотечение во время родов, отслойка плаценты, угроза маточного разрыва и др.

Постнатальные причины тугоухости у детей раннего возраста негативно влияют на организм после рождения. К ним относятся: гипербилирубинемия, инфекции, септические состояния, менингиты, менингоэнцефалиты, воспаления среднего и внутреннего уха, экзогенные ототоксины, недоношенность и другие.

Большинство перечисленных выше факторов приводит к асфиксии, гипоксии, что, в свою очередь, нарушает кровообращение во внутреннем ухе. Это вызывает ишемию нейросенсорной области лабиринта, что приводит к дальнейшему расстройству микроциркуляции и ликвородинамики, ацидозу и нарушениям тканевого обмена. Токсическое воздействие метаболических продуктов приводит к микроангиопатии сосудов внутреннего уха и капилляров сосудистой полоски улитки, отвечающих за обменные процессы, необходимые для нормального функционирования улитки, а также к поражению рецепторного аппарата спирального ганглия, который особенно чувствителен к гипоксии.

Внутриутробные вирусные и бактериальные инфекции могут нарушать гемодинамику внутреннего уха, поражать сосудистую полосу, вызывать дегенеративные изменения в спиральном ганглии, что в свою очередь ведет к поражению сенсоневральных участков слухового органа из-за морфологических изменений в его периферических частях. Кроме того, возможно возникновение повреждений и в центральных отделах слухового анализатора.

Таким образом, развитие нарушений слуха основывается на множестве механизмов взаимодействия патологических факторов, влияющих в разные моменты онтогенеза и вызывающих изменения на различных уровнях слухового аппарата. Это значительно усложняет диагностику тугоухости, особенно на ранних стадиях, и затрудняет выбор подходящей терапии и профилактических мер.

Современная медицина позволяет проводить высокоточные исследования слуха детей практически сразу после их рождения. Раннее выявление нарушений слуха обеспечивает большую эффективность всех мероприятий, направленных на коррекцию этих нарушений.

Когда в идеале следует проводить диагностику слуха у маленького ребенка? Согласно современным представлениям, подтвержденным нашими исследованиями, диагностику разумно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе могут оставаться остатки околоплодных вод и первородной смазки, что делает результаты диаgnostiki более раннего исследования неточными).

Существует современный, безболезненный и информативный метод исследования слуха новорожденных — регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Диагностика занимает обычно от 5 до 15 минут.

Для регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии применяется зонд, который вводится в наружный слуховой проход и содержит миниатюрный микрофон и динамик. Стимулы представляют собой акустические щелчки с частотой повторения 20–50 раз в секунду. Ответный сигнал, уловленный микрофоном, усиливается и передается в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Исследования проводятся в момент сна ребенка. Степень тугоухости и место поражения у обследуемых детей определяется методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Эти методы дают высокоинформативные результаты при проведении аудиологического скрининга новорожденных.

Устранение нарушения слуха у ребенка зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты, а во-вторых, от того, насколько рано был установлен этот дефект. Нарушение слуха у новорожденных может быть как стойким, так и временным.

Окончательный вывод о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости рекомендуется формулировать не ранее чем через два месяца, но не позднее трех месяцев жизни ребенка, даже если в диагностике использованы объективные методы.

Лечение как острого, так и хронического сенсоневрального нарушения слуха до сих пор представляет собой серьезную проблему. Недостаточное изучение патогенеза сенсоневральной тугоухости приводит либо к неоправданному применению медикаментов, либо к полной их отмене.

Эффективность лечения, в свою очередь, зависит от степени сохранности структур внутреннего уха и обратимости патологических изменений. Считается, что медикаментозное лечение неэффективно при длительной и стойкой сенсоневральной тугоухости, если произошли разрушения морфологического субстрата слухового восприятия.

Тем не менее, если на фоне лечения пороги слуха остаются на одном уровне, слуховое восприятие у пациентов может улучшаться. Открыто, что при регулярном лечении детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью наблюдаются улучшения в памяти, процессе обучения речи, адаптации к слуховым аппаратам и разборчивости речи. Таким образом, лечение таких пациентов направлено на замедление и предотвращение процесса дегенерации волосковых клеток слухового анализатора. Временные рамки начала терапии и ее адекватность являются одними из ключевых факторов, определяющих успех лечения.

Медикаментозная терапия тугоухости должна стремиться к улучшению состояния рецепторных структур, нормализации кровообращения и лимфооттока во внутреннем ухе и головном мозге, а также к нормализации тканевого и клеточного обмена в ЦНС. Комплексное лечение включает препараты, которые целенаправленно воздействуют на каждый этап патогенеза.

К препаратам, способствующим расширению сосудов и улучшению кровообращения в головном мозге и внутреннем ухе, а также нормализующим обменные процессы, можно отнести компламин и кавинтон. Аналогичное действие имеют винкапан, винкатон, стугерон, циннаризин. Для положительной динамики нейронных процессов в головном мозге полезны препараты аминалон и энцефабол. При лечении таких больных также можно применять но-шпу и папаверин, обладающие сосудорасширяющим эффектом. Улучшение метаболизма тканей достигается за счет применения кокарбоксилазы, пирогенала и витаминов группы В и Е (таких как додекс, витрум витамин Е, доппельгерц витамин Е, токофер 200, эвитол, веторон-Е, кудесан).

Стимуляторами проведения нервных импульсов через увеличение образования ацетилхолина являются галантамин и стрихнин (у детей эти препараты чаще всего используют в виде электрофореза). Также употребляются антихолинэстеразные средства, такие как прозерин, оксазил, дибазол, для улучшения импульсной проводимости по нервным волокнам.

Широко практикуются у детей биогенные стимуляторы: апилак, алоэ, йодид калия и другие.

Реабилитация детей с сенсоневральной тугоухостью

На остром этапе заболевания дополнительно применяется умеренное дегидратационное лечение в режиме активного диуреза для снижения внутричерепного давления, глюкокортикоидная терапия для улучшения кровообращения во внутреннем ухе, а также детоксикационные препараты — унитиол, гемодез.

Применение антигипоксантов способствует увеличению устойчивости тканей к нехватке кислорода.

В ситуации, когда наблюдаются острые нарушения кровообращения и ишемия лабиринта, включение в реабилитационное лечение патогенетически оправданной ангиоактивной терапии с использованием магнитных и лазерных воздействий, а также гипербарической оксигенации, становится актуальным.

Комплексная реабилитация охватывает электроакустическую настройку слуха с применением индивидуальных слуховых аппаратов, помощь дефектологов и сурдопедагогов, а также занятия по двигательному развитию и социализации. Несмотря на многообразие предложенных методов, для большинства детей, страдающих сенсоневральной тугоухостью, единственным методом реабилитации остается слухопротезирование.

Реабилитация детей с сенсоневральной тугоухостью и полной глухотой представляет собой многоаспектную проблему. Эффективность её решения в значительной степени зависит от удачного сочетания медицинских и педагогических методов для коррекции нарушенной слуховой функции.

Л. П. Пономарева, доктор медицинских наук, профессор НЦАГиП РАМН, Москва

Кто находится в группе риска?

На самом деле, это касается всех. Никто не может с уверенностью сказать, что даже человек, родившийся со 100% слухом, не столкнется с проблемами слуха в какой-то момент своей жизни.

Генетические отклонения не всегда выявляются сразу. Если новорожденный не имеет явных аномалий в слуховой системе, это вовсе не означает, что в будущем не проявится какая-либо наследственная проблема. Родители могут заметить изменения только к 3–4 годам, обращая внимание не на то, что ребенок плохо слышит, а на задержку в речи или полное отсутствие речевых навыков.

Признаки тугоухости могут проявляться уже в 3 и 6 месяцев. Если вы заметили хотя бы один из указанных симптомов у вашего ребенка, обратитесь к сурдологу. Также необходимо показать малыша специалисту в критические возрастные промежутки: 3, 7, 9–13 лет. Проблемы со слухом в этот период могут быть связаны с быстрым ростом и развитием, и если нарушения слуха уже установлены, то в этом возрасте консультация сурдолога является обязательной.

Чем младше ребенок, тем более критичны нарушения слуха для его развития. Однако, счастье заключается в том, что эти проблемы можно исправить, и вести полноценную жизнь даже при 4-й степени утраты слуха. Главное — вовремя заметить и осознать, что с ребенком что-то не так. На 100% определить, как слышит ребенок и какова природа его слуха может только врач. Не забывайте о регулярных проверках раз в полгода, а также обращайтесь к специалистам за консультацией при возникновении любых сомнений.

Детский отоларинголог:

с заботой о каждом ушке и носике!

Снижение слухового восприятия представляет собой группу нарушений, и, следовательно, существует множество причин, вызывающих это патологоанатомическое состояние. В общем, причины расстройств можно разделить на два крупных класса: врожденные и приобретенные, причем первые (свыше 80% случаев) имеют гораздо более высокий процент встречаемости.


Причины тугоухости у детей

Для определения причин нарушения слуха применяются различные инструментальные и прочие методы, включая тщательный сбор анамнеза. Конкретная этиология расстройства зачастую определяет перспективы его лечения и возможности восстановления слуха. Для работы с такими пациентами необходимы ЛОР-врачи и сурдологи.

Патогенез нарушений

Среди причин врожденного поражения слухового аппарата выделяются следующие факторы:

  • генетические мутации;
  • инфекции, перенесенные в утробе;
  • неинфекционные заболевания матери.

Генетические аномалии составляют значительную часть случаев заболеваемости. Чаще всего речь идет не о локализованной патологии, а о комплексных поражениях в рамках различных тяжелых синдромов (таких как синдром Дауна или Альпорта). Обычно это тяжелые заболевания, которые затрагивают множество систем организма и приводят к инвалидности на раннем этапе.

Инфекции, которые мать могла перенести во время беременности, также представляют опасность. На слух могут повлиять такие возбудители, как бактерия, вызывающая сифилис или туберкулез, и многие вирусы, включая вирус кори, краснухи и герпеса (в частности, цитомегаловирус и вирус Эпштейна-Барр). Поражение грибками тоже не исключено.

Врожденная тугоухость может быть следствием заболеваний, которые страдает мать, например, тиреотоксикоза, когда в организме имеется избыток гормонов щитовидной железы. Другими примерами могут служить сахарный диабет, анемия или витаминные недостатки, которые влияют на здоровье матери и, соответственно, на ребенка.

Приобретенная тугоухость встречается реже, и происходит в результате воздействия определенных факторов. Основные причины включают:

  • заболевания наружного уха или ЛОР-органов;
  • поражения внутреннего уха, чаще всего инфекционного характера;
  • травмы и их последствия;
  • черепно-мозговые травмы.

В некоторых случаях проблемы могут возникнуть и в результате медицинских манипуляций, но это является исключительной ситуацией.

Это далеко не все возможные причины расстройств слуха. Их множество, и выявление конкретных факторов требует профессионального подхода и участия группы специалистов.

Факторы риска

Факторы риска значительно влияют на вероятность развития слуховых нарушений. Они создают дополнительные угрозы. К числу этих факторов можно отнести:

  • вредные привычки у матерей: курение или злоупотребление алкоголем, все это может оказать неблагоприятное воздействие;
  • нарушения гормонального фона у матери;
  • сложный процесс беременности, выраженный токсикоз на ранних и особенно поздних сроках;
  • проблемы с эндокринной системой матери;
  • низкий уровень социального благосостояния, дети из неблагополучных семей подвергаются большему риску;
  • негативные экологические условия в месте проживания;
  • перенесенные травмы головы, которые могут привести к нейросенсорной тугоухости;
  • несбалансированное питание матери, хотя этот фактор не является основным, однако может спровоцировать витаминизм или гиповитаминоз;
  • неблагоприятная наследственность и вероятность наследственных синдромов.

Некоторые факторы риска можно минимизировать. Проработка вероятных причин появления патологии осуществляется в рамках комплексной профилактики тугоухости у детей.

Реабилитация при тугоухости

Реабилитация играет важную роль в восстановлении слуха и помогает ребенку адаптироваться к окружающему миру. Этот процесс включает несколько ключевых компонентов, способствующих развитию ребенка и созданию комфортных условий для него.

В первую очередь, это слухопротезирование: специалисты помогают выбрать и настроить слуховые аппараты. Также занятия с логопедом развивают речевые и слуховые навыки, что особенно важно для детей с задержкой речи. Логопедические услуги нацелены на упрощение и естественность коммуникации.

Психологическая поддержка так же важна для адаптации ребенка к новым условиям и преодоления трудностей общения с окружающими. Психологическая работа способствует существенно улучшить социальные навыки и уверенность малыша в себе.

Таким образом, реабилитация обеспечивает не только развитие навыков общения, но и повышает уверенность ребенка в социальных ситуациях, минимизируя риск возникновения эмоциональных и когнитивных трудностей в будущем.

Профилактика и рекомендации

С целью снижения риска тугоухости у детей родителям следует избегать чрезмерного воздействия громких звуков и внимательно следить за акустической средой, в которой осуществляется развитие ребенка.

Крайне важно принимать меры по лечению инфекций, так как некоторые из них могут негативно сказаться на слухе. Регулярные медицинские осмотры и скрининговые исследования помогают выявить возможные проблемы на ранней стадии, что позволяет оперативно справляться с ними.

При любых подозрениях на ухудшение слуха, рекомендуется незамедлительно обращаться к врачу, чтобы вовремя принять необходимые меры и поддержать нормальное развитие ребенка.

Следование данным рекомендациям поможет сохранить ребенку здоровый слух.

Оцените статью
Медицинский центр «Клиника на Флотской»
Добавить комментарий