Эффективные методы борьбы с когнитивными расстройствами у подростков

Когнитивные расстройства у подростков требуют комплексного подхода. Важно создать поддерживающую среду, где подросток сможет открыто говорить о своих чувствах и мыслях. Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая, может помочь изменить негативные схемы мышления и научить подростка более адаптивным способам восприятия окружающего мира.

Также необходимо вовлекать подростков в различные активности, такие как спорт, хобби или искусство, что способствует улучшению их когнитивных функций и повышению самооценки. Родители и педагоги должны быть внимательны к изменениям в поведении и настроении, чтобы вовремя оказать необходимую поддержку и, при необходимости, обратиться за помощью к специалистам.

Коротко о главном
  • Определение когнитивных расстройств и их влияние на подростков.
  • Основные признаки и симптомы, на которые следует обратить внимание.
  • Методы диагностики и роль профессионалов в выявлении расстройств.
  • Психотерапевтические подходы для коррекции когнитивных нарушений.
  • Поддержка со стороны семьи и окружения как важный элемент терапии.
  • Рекомендации по профилактике и улучшению когнитивного здоровья подростков.

Как пережить «подростковое помешательство», зная, что в голове у вашего ребёнка

Дэниел Сигел, профессор Медицинской школы Калифорнийского университета и автор десяти книг, посвящённых работе мозга и разработанной им методике Mindsight, издал родителям книгу под названием «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребёнком в переходном возрасте». Автор утверждает, что данное издание поможет сосредоточиться на положительных аспектах трудного периода взросления. Несмотря на сложные отношения между родителями и детьми, этот этап не следует рассматривать как противостояние поколений — это лишь время, когда формируются важные навыки для будущей жизни.

Современные подростки взрослеют быстрее, чем их сверстники сто лет назад, в то время как период создания семьи и принятия «взрослых» обязанностей настает позднее. Поэтому переходный возраст становится значительно более растянутым. Сигел подробно описывает изменения, происходящие в мозге, и объясняет, как эти изменения могут сделать поведение подростков более сложным.

Родителям следует проявлять не уныние и агрессию, а находить положительные моменты в происходящих изменениях и стремиться к сотрудничеству со своими детьми ради общего блага, а не для создания дистанции. В своей работе Сигел также обращается к подросткам, утверждая, что осознание изменений в их телах и мозгах, а также результат взросления и обучения смогут помочь им пережить этот непростой возраст с пользой.

Черты подросткового сознания

  1. Стремление к новым опытам, возникающее из актуальной потребности в внимания и одобрении среди сверстников. Хотя это может привести к рисковым поступкам, среди очевидных плюсов можно отметить, что такой подход помогает увидеть жизнь как занимательное приключение.
  2. Социальные связи, когда подросток активно заводит знакомства с ровесниками и начинает отдаляться от родителей. Этот процесс не стоит останавливать, ведь молодые люди получают ценную поддержку от таких же, как они, людей, которые тоже покидают детство и вступают во взрослую жизнь.
  3. Отчетливая эмоциональная воспривательность может придавать подросткам энергичность и направленность, хотя они могут проявлять импульсивное поведение.
  4. Творческое стремление помогает расширять границы мышления. Развивающееся умение абстрактного мышления дает возможность подросткам усомниться в устоях мира. Здесь важно помнить: поиски смысла жизни в этом возрасте могут привести к периодам депрессии.

Положительные стороны этих качеств необходимы и взрослым для того, чтобы не увязнуть в быту. Именно подростки напоминают взрослым о сильных чувствах, которые они имеют право испытывать. Умение использовать силу подросткового сознания помогает понять своего ребёнка. Дениел Сигел предлагает родителям вернуть себе подростковые черты с помощью разработанной им техники Mindsight: когда человек уделяет время своему внутреннему миру, учится сопереживать и понимать других, и в итоге интегрировать знание о себе и других в одно целое. В книге есть множество упражнений и медитаций, вопросы для анализа отношений с родителями и практики по развитию полушарий мозга.

Когнитивные нарушения у детей

Когнитивные способности — это навыки, позволяющие воспринимать, усваивать и обрабатывать информацию, решать задачи любой сложности (не только математические) и генерировать оригинальные идеи. К ним относятся память, внимание, способность сосредотачиваться, восприятие, симпатии, воображение, логика, принятие решений и понимание эмоций окружающих (эмоциональный интеллект), а также управление произвольной активностью и многое другое.

✓ Как выявить когнитивные нарушения у ребёнка?

На какие аспекты должны обратить внимание родители?

➢ Обратите внимание на:

• задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр.;

• недостаточное или неуместное проявление эмоций (например, отсутствие радости при встрече с любимыми взрослыми или игрушками);

• слабое развитие крупной моторики (умение держать погремушку, ложку и другие предметы);

• развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;

• способность ориентироваться в пространстве (различать право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);

• логичность изложения своих мыслей;

• понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр.

➢ К возникновению когнитивных нарушений могут привести следующие факторы в анамнезе:

1) гипоксия во время беременности;

2) гипоксия в процессе родов;

3) родовые травмы;

4) инфекции центральной нервной системы;

5) дефицит витаминов в раннем детстве;

6) травмы головного мозга.

Особое внимание к развитию когнитивных функций нужно уделить, если у ребёнка уже установлены серьезные заболевания или если в анамнезе есть черепно-мозговая травма или неопознанная травма головы.

К травмам головы у детей необходимо подходить с особой тщательностью, даже если они выглядят незначительными. Такие случаи распространены и составляют до 30–50% всех травматических случаев. Ежегодный прирост таких травм составляет около 2%. Из всех травм головы удары черепа встречаются в 30–45% случаев. Последствия черепно-мозговых травм зависят от их тяжести, своевременно оказанной помощи и возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

✓ Как скорректировать когнитивные нарушения у детей. Практические рекомендации

Коррекция когнитивных нарушений требует комплексного подхода, включая медикаментозное лечение и психолого-педагогическую помощь. Важно обеспечить ребёнку сбалансированное питание, чтобы он получал полный набор витаминов (особенно группы В), необходимых для нормального функционирования нервной системы.

Медикаментозные средства назначает врач на основе результатов обследования и сбора анамнеза. Родителям и педагогам следует оказывать помощь ребёнку в коррекции через специальные занятия.

➢ Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

• учите стихи, новые слова на иностранном языке, развивайте память;

• способствуйте развитию эмоционального интеллекта — играйте в игры на распознавание эмоций;

• пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи;

• создавайте истории по картинкам;

• находите отличия на схожих изображениях, включая задания на скорость;

• считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств;

• играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра поднимет настроение и поможет развить когнитивные навыки;

• создавайте последовательности (например, собирайте бусины по заданной схеме, что развивает и мелкую моторику, и логику);

• с маленькими детьми занимайтесь играми, связанными с переливанием воды, разбиранием гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным контейнерам, а также пальчиковыми играми и прочими занятиями.

Мнение эксперта
Кочемасова Татьяна Владимировна
Кандидат медицинских наук, врач-эндокринолог | Стаж 18 лет

Когнитивное расстройство у подростков — это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются родители и педагоги. Важно понимать, что такие расстройства могут иметь разные причины, включая генетические факторы, стресс или неблагоприятные условия воспитания. Я рекомендую проводить тщательную диагностику, которая позволит выявить конкретные трудности и сформировать индивидуальный подход к каждому подростку. В этом процессе важно сотрудничать с психологами и врачами, которые могут помочь определить оптимальные методы коррекции.

Параллельно с профессиональной помощью, стоит обратить внимание на окружение подростка. Создание поддерживающей и спокойной атмосферы в семье и учебном заведении имеет огромное значение. Я настоятельно рекомендую родителям и педагогам уделять больше времени общению с подростками, обсуждению их переживаний и проблем. Важно формировать доверительные отношения, чтобы подросток чувствовал, что к его мнению и эмоциям прислушиваются. Это поможет снизить уровень стресса и тревоги, способствующих когнитивным расстройствам.

Также я вижу важность внедрения программ, направленных на развитие когнитивных навыков у подростков. Такие программы могут включать различные тренинги, направленные на развитие памяти, внимания и критического мышления. Я верю, что через игры и интерактивные занятия можно не только улучшить когнитивные функции, но и повысить самооценку подростков. Индивидуальный и групповой подход, включающий как терапевтические элементы, так и развлекательные, сможет значительно улучшить ситуацию и помочь подросткам справиться с когнитивными расстройствами.

Как понять, что есть нарушения когнитивных функций в раннем возрасте

На когнитивные трудности может указывать ряд признаков, которые можно отследить, зная основные этапы развития ребенка.

  • Запоздалое моторное развитие. Если ребёнок перевернулся, сел или пошёл позже своих сверстников, либо не ползал вовсе, это может указывать на будущие функциональные трудности.
  • Неуместность эмоций. Уже в первые месяцы жизни дети выражают свои эмоции — радуются родителям, оживляются при виде любимых игрушек. Если эмоции отсутствуют или кажутся несоответствующими ситуации, этому стоит уделить внимание.
  • Проблемы с речью. О задержке речевого развития можно узнать больше в блоге.
  • Нарушения крупной и мелкой моторики. Грубая моторика определяет, как ребёнок держит погремушку или ложку, а мелкая моторика — способности лепить из пластилина, вырезать или собирать пазлы.
  • Отсутствие понимания обращённой речи, инструкций или правил игр.
  • Трудности с ориентацией в пространстве. В таком случае ребёнок не понимает, где находится «лево» и «право», какая вещь ближе или дальше, выше или ниже.
  • Несвязное изложение мыслей, что актуально для детей, которые уже умеют говорить.

На эти детали родителям следует обратить внимание. Однако только специалист сможет подтвердить, есть ли повод для беспокойства.

Что делать при нарушении когнитивных функций у детей

Когнитивные нарушения могут проявляться периодически, и часто их ошибочно принимают за капризность или педагогическую запущенность. Если существует подозрение, что дело не в воспитании, то стоит показать ребёнка нейропсихологу и неврологу. Специалист проведет диагностику, составит план лечения и при необходимости назначит курс коррекционных занятий.

Дома тоже важно работать над развитием когнитивных функций у детей. Предлагаем несколько простых занятий, которые помогут улучшить ситуацию:

  1. Играйте с малышами в пальчиковые игры. Пусть они сортируют фасоль, горох и пуговицы по разным крышкам, переливают воду из одного сосуда в другой — это отличный способ развивать мелкую моторику.
  2. Находите отличия между схожими картинками, постепенно усложняя задания, вводя временные ограничения или соревнуясь, кто быстрее найдет различия.
  3. Собирайте пазлы и разгадывайте головоломки.
  4. После прочтения книги обсуждайте её. Попросите ребёнка пересказать сюжет, прокомментируйте действия героев и предложите задуматься над их поступками.
  5. Читайте книги о эмоциях и учите ребёнка распознавать их. Это важно для развития эмоционального интеллекта.
  6. Предлагайте составить собственный рассказ.
  7. Изучение иностранных языков полезно для тренировки памяти. В школе «Классный Проект» функционирует билингвальная среда, обучение сразу на двух языках способствует развитию мышления и речевых навыков.
  8. Предлагайте ребёнку считать в уме.

Детям с когнитивными трудностями необходима психолого-педагогическая поддержка. В школе «Классный Проект» педагоги, включая нейропсихологов, предоставляют такую поддержку. Это специалисты, которые анализируют развитие способностей детей и проводят занятия по нейрокоррекции.

Комплексная поддержка — от семьи, педагогов и медицинских работников — обеспечивает гармоничное и правильное развитие ребёнка с нарушением когнитивных функций.

Работа с самооценкой

У подростков часто наблюдается снижение самооценки, что может мешать им раскрывать потенциал, даже если у них высокие способности. Выполнение упражнения из когнитивно-поведенческой терапии может помочь стабилизировать самооценку.

Цель — приучить подростка к мысли, что его чувства, мысли и поступки ценны, он сам ценен.

Условие. Подросток часто оценивает себя негативно и считает, что не имеет права на любовь и хорошее обращение. Эта проблема мешает ставить и достигать цели, а сохранение низкой самооценки во взрослом возрасте усугубит ситуацию.

Решение. Пересмотреть негативные представления о себе с различных точек зрения.

Например, убеждение: Меня нельзя любить, потому что я ничего не стою, я не привлекателен, я неудачник.

Предложите подростку задуматься и записать ответы на следующие вопросы:

  • Вспомни человека, которого ты считаешь успешным, привлекательным и достойным любви. Как он демонстрирует свои положительные качества, за которые его можно любить?
  • Представь, что твой близкий друг или знакомый считает себя неудачником, не заслуживающим любви. Что бы ты сказал ему в таком случае?
  • Как бы твой друг мог убедить тебя в том, что ты на самом деле хороший человек и заслуживаешь любви?
  • Представь, что ты уже считаешь себя успешным и любимым. Как бы это изменило твое поведение?

Ответив на эти вопросы, подросток будет иметь возможность реализовывать желаемое поведение до тех пор, пока оно не станет для него привычным. Например, он сможет проявлять больше открытости в разговорах с близкими, учиться просить помощь и сохранять уверенные позы (прямая спина, поднятая голова).

Когнитивно-поведенческая терапия: упражнения для детей

Для выполнения упражнений КПТ требуются хотя бы минимальные умения анализировать события, собственные реакции и поведение, поэтому когнитивно-поведенческая терапия эффективна для детей начиная с 8–10 лет. Чтобы упростить понимание некоторых абстрактных понятий, в упражнениях с детьми можно использовать игровые элементы — иллюстрации, предметы, куклы.

Когнитивно-поведенческие упражнения для детей младшего возраста необходимы для того, чтобы помочь ребенку осознать, принять и безопасно переживать свои мысли и эмоции.

Эти упражнения можно выполнять как под руководством психолога, так и самостоятельно с помощью родителей. Важно, чтобы родители были вовлечены в этот процесс, так как маленькие дети не могут справляться с заданиями без помощи взрослых, однако при поддержке заинтересованных родителей это вполне достижимо.

Упражнение 1. Учимся отпускать мысли

Это упражнение поможет избежать зацикливания на негативных мыслях.

Предложите ребенку использовать техники визуализации, чтобы отпускать мысли:

  • Представь, что ты лежишь на берегу реки, а вокруг плывут листья, кораблики или рыбки. Ты внимательно наблюдаешь за ними, но не пытаешься их поймать.
  • Представь, что твои мысли словно облака в небе. Ты смотришь на облака, которые медленно движутся и исчезают.
  • Представь, что твои мысли бегут по экрану, как титры в фильме. Ты просто смотришь на то, как они меняют друг друга, не останавливаясь на паузе.

Упражнение 2. Учимся не мыслить крайностями

Дети часто воспринимают мир в градациях «всё или ничего»: событие может быть очень хорошим или крайне плохим, человек — либо самым близким другом, либо заклятым врагом. Это упражнение поможет ребенку найти баланс и избежать крайностей.

Попросите ребенка вспомнить события, которые он считает абсолютно положительными или отрицательными. Например: «Миша был моим лучшим другом, но недавно он назвал меня обидным словом, и теперь мы враги навсегда». Если у ребенка возникают затруднения с формулировкой, помогите ему найти другие подходящие мысли по данной ситуации.

Например: «Миша может извиниться, и отношения наладятся», «Можно просто сохранить с Мишей приятельские отношения, не считая его своим лучшим другом».

Упражнения когнитивно-поведенческой терапии могут быть полезны для решения различных проблем в раннем и подростковом возрасте: тревожности, страхов, низкой самооценки и прочего. Обучив своего ребенка методам КПТ, вы сможете увидеть его как психологически зрелую и самостоятельную личность, способную контролировать свои эмоции и достигать намеченных целей.

  • Основные направления психотерапии: традиционные и современные
  • КПТ для преодоления тревоги, страхов и бессонницы: упражнения для самостоятельного выполнения
  • Всё о когнитивно-поведенческой терапии: особенности, эффективность и работа КПТ-терапевта

Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь

Как сообщает Всемирная организация здравоохранения, около половины всех психических расстройств проявляются до 14-летнего возраста. Если такие проблемы не будут выявлены и не получат должного лечения, то во взрослой жизни это может привести к серьезным последствиям и ограничить возможности человека. О том, как следует вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье своих детей, рассказала клинический психолог Екатерина Роде.

– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?

– Наиболее распространены тревожные расстройства, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, неврозы, синдром дефицита внимания и гиперактивности, биполярные расстройства, реже встречается шизофрения. На первом месте стоят депрессивные и тревожные расстройства, а также заболевания, с ними связанные.

В настоящее время среди подростков наблюдается рост случаев биполярного и маниакального расстройства. Это связано с тем, что у современных детей присутствует депрессивный фон из-за повышенной тревожности. Давление социальной среды является главной причиной этих расстройств. Кроме того, в наше время некоторые болезни начали популяризироваться, и информации о них стало больше. Это подталкивает подростков к поискам у себя симптомов и установлению собственных «диагнозов», чтобы выделиться.

– Что может произойти, если игнорировать наличие заболеваний?

– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей. Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар. Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.

Взрослым следует осознавать: если не обратить внимание на проблемы подростка, ему придется искать помощь самостоятельно, и он может попасть к непрофессионалам. Это может привести к еще большему разрушению его психики и девиантному поведению. Последствия такого поведения могут затронуть как социальные аспекты, так и личные.

– Почему взрослые не всегда замечают ментальные проблемы у детей?

– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.

Ситуация улучшается, однако некоторые родители продолжают недооценивать проблему, не принимая ментальные расстройства за настоящую болезнь. Они рассуждают так: «У нас в детстве этого не было, откуда это сейчас взялось?» Но социальные условия меняются, а жизнь современных детей отличается от предыдущих поколений. Проблема психического здоровья существовала и ранее, просто ей не придавали такого значения, как сегодня.

– Если не заметить ментальное расстройство у подростка, в каком возрасте оно может стать заметным и какие последствия это повлечет?

– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.

– Какие факторы могут провоцировать психические заболевания?

– Причин действительно много. Один из самых значимых факторов – социальные условия, которые обесценивают личность человека в обществе. Важное значение имеет и популяризация некоторых заболеваний. Приветствуется обсуждение психического здоровья, но о некоторых расстройствах говорят настолько активно, что они становятся «модными».

– Как можно укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики стоит предпринять?

– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.

Что касается профилактики, родителям следует обеспечить своим детям разнообразные и интересные способы времяпрепровождения, заниматься любимыми увлечениями. Важно также уважать личное пространство ребенка и предоставлять ему возможность самовыражения. Для подростков главное – чувствовать, что к ним относятся не как к детям, а как к взрослым, у которых есть свои чувства и эмоции, достойные уважения и понимания.

– Что делать, если у подростка выявили ментальное расстройство?

– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением.

Наиболее важное – это отсутствие страха. Не следует думать, что обращение к психологу или психиатру окажет отрицательное влияние на жизнь ребенка. Напротив, без помощи последствия могут оказаться гораздо более серьезными.

Когнитивное расстройство у подростков как бороться

Развитие памяти происходит поэтапно: каждому возрасту соответствуют конкретные способности. Так, например, полугодовалому ребенку под силу запомнить лица родителей, к концу первого года – заметить отсутствие любимой игрушки на привычном месте. Отчетливые воспоминания ярких событий сохраняются с 5- 6 лет.

Нарушения памяти у детей: определение, виды и особенности

Проблемы с запоминанием проявляются в комплексной утрате способности запоминать и сохранять информацию, которая может иметь различный характер: навыки, воспоминания, опыт и так далее.

ВАЖНО: память активно взаимодействует с другими психическими процессами. Поэтому ее нарушения приводят к сбоям в мышлении, внимании, эмоциональном поведении.

Специальные черты заболевания проявляются в сложности диагностики. Дети часто не умеют полноценно воспроизводить свои мысли. У многих хорошо развита фантазия, и они могут утверждать, что помнят события, которых на самом деле не было.

Еще одной особенностью нарушений запоминания является связь с другими заболеваниями. У детей, страдающих олигофренией, возникают трудности с функционированием основных типов памяти: сенсорной, образной, словесной и т.д.

У слабовидящих детей отмечаются трудности с механической памятью. При этом ассоциативное мышление развито на высоком уровне: ребенок быстро устанавливает причинно-следственные связи.

В медицине расстройства запоминания делятся на следующие категории:

— гипомнезия (уменьшение объема усваиваемой информации);

— скотомизация (невозможность восстановить определенные фрагменты);

— анэкфория (пациент не может вспомнить ранее известные данные);

— амнезия (истерическая – утрата негативных воспоминаний; фиксационная – отсутствие способности усваивать новые данные).

Причины нарушений запоминания

Причины расстройства можно разделить на 2 основные группы: врожденные и приобретенные.

К врожденным факторам можно отнести:

— зависимость матери от алкоголя или наркотиков;

— заболевания головного мозга, центральной нервной системы;

Приобретенные факторы имеют сильное отношение к нарушениям памяти у подростков. К ним относятся:

— психические расстройства, неврозы и депрессии;

— недостаток внимания со стороны семьи и близких людей;

— вредные привычки, в частности, подростковый алкоголизм;

Внешние признаки расстройства памяти могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка. Например, школьники часто сталкиваются с трудностями в воспроизведении событий, недавно произошедших (дисмнезия). К примеру, они могут испытывать затруднения в пересказе только что прочитанной главы из учебника или просмотренного фильма.

Для начала эффективного лечения крайне важно своевременно распознать заболевание и обратиться к квалифицированному специалисту. Врачи настоятельно не рекомендуют заниматься самолечением, так как это может ухудшить течение заболевания.

Возможные осложнения

Синдром дефицита внимания и гиперактивности оказывает негативное влияние на многие сферы жизни подростка. Такие молодые люди чаще своих сверстников получают травмы, попадают в аварии, имеют больше проблем в школе. Дети с СДВГ постоянно нарушают правила поведения, нередко вступают в конфликты, ведут себя вызывающе и агрессивно.

Подростки, страдающие данным расстройством, часто прибегают к курению, алкогольной и наркотической зависимости. Они более подвержены криминальному поведению по сравнению с их сверстниками. Дети с синдромом дефицита внимания сталкиваются с трудностями в области речевого и письменного развития.

Если вовремя не начать лечение, возникшие у подростка проблемы могут существенно отразиться на его будущем качестве жизни. У людей с СДВГ наблюдаются следующие особенности:

  • Меньше вовлечены в общественную деятельность;
  • Практически не имеют близких дружеских связей во взрослом возрасте;
  • Чаще общаются с асоциальными личностями;
  • Скорее подвержены социальной изоляции.

Также увеличивается риск сопутствующих осложнений других видов. Это особенно опасно во время перехода подростка в юношеский возраст. Здесь возможно развитие тревожных, депрессивных состояний. Невылеченная патология ведет к тому, что дети чаще наносят себе травмы.

Советы родителям детей с СДВГ

После проведения всесторонней диагностики и установления диагноза СДВГ, подростку необходимо получить медико-психологическую помощь. Родителям следует обязательно организовать лечение для своего ребёнка. Кроме медикаментозной терапии, подросток нуждается в психолого-педагогической поддержке. Важно записать ребёнка на психокоррекционные занятия.

Специалисты рекомендуют родителям следующее:

  • Больше времени уделять подростку, проявлять к нему свою любовь и заботу;
  • Посетить учебное заведение, обсудить с администрацией детали его обучения;
  • Предложить ребёнку заниматься спортом в секциях, помогать с выполнением домашнего задания;
  • Пересмотреть распорядок дня подростка;
  • Составить список ежедневных дел, которые он должен выполнять;
  • Избегать авторитарного подхода в воспитании школьника.

Специальные диеты могут помочь уменьшить частоту эмоциональных всплесков. В рационе подростка должны преобладать белки и сложные углеводы. Рекомендуется исключить из его питания искусственные и химически обработанные продукты.

Родителям нужно развивать у подростка навыки самоконтроля. Научившись сдерживать свои эмоции, ребенок успешнее социализируется. Также нельзя усугублять проблему строгими наказаниями, постоянными упреками. Главная задача родителей – помочь ребенку справиться с заболеванием.

Неправильно полагать, что такое расстройство исчезнет с возрастом. Его обязательно нужно лечить. В противном случае, заболевание негативно повлияет на социализацию ребёнка. Однако заниматься самостоятельным лечением не рекомендуется — назначение медикаментов должно осуществляться только врачом.

Вопросы по теме

Каковы признаки когнитивного расстройства у подростков, которые могут остаться незамеченными родителями?

Признаки когнитивного расстройства у подростков могут проявляться в виде ухудшения памяти, сниженной способности к концентрации, проблем с решением простых задач и затруднений в обучении. Родители могут не заметить эти изменения, если они не наблюдают за поведением ребенка в учебной среде. Также подростки могут проявлять повышенную эмоциональную реактивность или избегать социальных взаимодействий, что может быть интерпретировано как нечто обычное в переходном возрасте.

Какую роль играют технологии в развитии когнитивных расстройств у подростков, и что с этим делать?

Современные технологии, включая социальные сети и видеоигры, могут как способствовать, так и препятствовать развитию когнитивных расстройств у подростков. С одной стороны, чрезмерное использование экранного времени может привести к снижению внимания и ухудшению памяти. С другой стороны, некоторые образовательные приложения и игры могут помочь в улучшении когнитивных функций. Чтобы минимизировать негативное влияние технологий, важно установить временные рамки для их использования, а также обеспечить активное участие подростка в офлайн-мероприятиях и играх, развивающих мышление.

Как поддержать подростка с когнитивным расстройством в учебном процессе?

Поддержка подростка с когнитивным расстройством в учебном процессе включает в себя несколько ключевых аспектов. Во-первых, важно обеспечить ему комфортную и спокойную учебную среду: устранить отвлекающие факторы, организовать режим занятий и перерывов. Во-вторых, стоит обсудить с учителями возможности индивидуализированного подхода к обучению: использование дополнительных объяснений, адаптированных заданий и поддерживающих технологий. В-третьих, практикуйте регулярные разговоры с подростком, чтобы выяснить его потребности и помочь пережить трудности. Эмоциональная поддержка также играет важную роль в общем благополучии подростка и его учебной мотивации.

Оцените статью
Медицинский центр «Клиника на Флотской»
Добавить комментарий